Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:


Я только "ЗА" , но ведь здесь говорят: НИЗЯЯЯ...)
Да, девчонки - ведущие, всплакнули, за ними учителя и родители.
Выпускница
21.06.2018 07:28:26
Празднично.
Хорошая пара.
Эмоционально!
Летний дождь
21.06.2018 06:25:04
Все хрустально и свежо!!!
Приятного аппетита!
Запах пионов
21.06.2018 02:14:06
Аж с кухни почуял и прибежал понюхать. )
Спасибо.
На прогулке
20.06.2018 23:24:36
Где эта улица? Где этот дом?
Марийка, я использую в съемке керосиновую лампу, а не идею.
Какой хороший Пушок!
Идею Сергея используют , а значит достиг....!
Спасибо. Его зовут Пушок.  Не станет есть пока остальные коты не поедят.))
Солнышко пушистое...)



fotogenico.ru, ФотоКаталог




Символы в натюрморте



21.10.2014

Символы в натюрморте

Натюрморт (фр. nature morte — «мёртвая природа») – это тот редкий жанр живописи, где изображенные вещи, находясь в тесном взаимодействии между собой, вступают в «общение» и с нами, зрителями.
Мы с удовольствием рассматриваем в музеях натюрморты старых мастеров, хотя живое и естественное  в природе, становится в них чаще всего вещью, неодушевленным или мертвым предметом. Искусство натюрморта учит нас видеть, любить и понимать мир, воспринимая его непреходящую ценность.
В натюрмортах художники не изображают вещи «с натуры», а предварительно подбирают и выстраивают их в соответствии со смысловой и художественной задачей.
Есть ли секреты у<br /> натюрмортов?


Итак, чтобы стать объектом натюрморта, плоды и фрукты должны быть сорваны, цветы – срезаны, рыбы, звери и птицы – отловлены и убиты. Таким образом, объекты превращаются в символы, а сами картины содержат в себе некие сообщения, тайнопись, значения которых особенно у старых мастеров отличаются большим разнообразием.
Долгое время натюрморт имел лишь вспомогательные значение, украшая картины других жанров, или имел утилитарную прикладную функцию, например, в качестве украшения ширм, створок шкафов или для маскировки ниш.

 «Золотым» веком натюрморта стал XVII век, когда он окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи, особенно в творчестве голландских и фламандских художников. Тогда же для обозначения натюрмортов появился термин - «тихая, застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life). Голландский натюрморт, показавший мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью - уникальное культурное явление, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи.
Тогда в Голландии работали сотни мастеров этого жанра. Различные регионы страны специализировались на определенных видах натюрморта: Харлем - «завтраки»; Утрехт - цветочные букеты; Гаага - рыбные натюрморты; университетский Лейден - натюрморты о бренности жизни; Антверпен - декоративные полотна с цветочными и фруктовыми гирляндами.

Эстетика натюрмортов оказалась приятной как для голландцев, так и для иностранцев, приобретавших с удовольствием эти картины для украшения своих жилищ.
Словно на витрине, художник расставляет перед нами кухонную утварь, цветы, фрукты, предметы быта, заморские диковинки, желая через их красоту рассказать о благосостоянии своей родины, и, казалось бы, все в них просто и понятно.
Однако так уж ли они просты, и правильно ли мы понимаем натюрморты, особенно старинные?

Можно ограничиться впечатлением от созерцания изображений: любоваться мастерством живописца, яркостью красок, особенностями передачи фактуры, в то время, как натюрморты часто несут в себе важное скрытое значение. При этом изображения предметов, в большинстве случаев знакомых, наделяются дополнительным символическим значением.
Секрет «чтения» натюрмортов заключается в расшифровке сложной системы символов и знаков, свойственных эпохе, и использовавшихся старыми мастерами.
Зрителю предлагается некая интеллектуальная игра - отталкиваясь от реальностей натюрморта, выйти на путь сложных ассоциаций. Это значит, что для зрителей, не знакомых с традициями той эпохи «многослойность» натюрмортов часто не доступна. Однако любые интеллектуальные игры при «чтении» натюрмортов не должны затмевать изумительной красоты полотен и восхищения мастерством художников.

Возникновение жанра голландского натюрморта необходимо рассматривать в контексте кальвинизма (направления протестантизма), как духовного движения, наиболее характерного для Голландии. Картины из церквей удалялись, ибо считалось, что искусство не касается существа веры, и протестантская служба не нуждается в чувственном обрамлении - она более для слуха, чем для глаза. Искусству оставлялась лишь задача укрепление морали.
Это ускорило развитие светских тенденций в искусстве, и картины стали переселяться в дома бюргеров. Это поощряло обращение голландских художников к жанру натюрморта.
Первые «stilleven» были сюжетно просты, изображение в них выстраивалось торжественно
и чинно: хлеб, бокал вина, рыба - символы Христа, нож  - символ жертвы, лимон - символ неутоленной жажды; орехи в скорлупе - душа, скованная грехом; яблоко напоминает о грехопадении и так далее. 

Постепенно сформировался классический натюрморт с его излюбленными сюжетами: цветы, кухонная и бытовая утварь, атрибуты искусства, книги, овощи и фрукты, дары моря и охотничьи трофеи. Все это множество вещей имело тайный подтекст, указывая на человеческие добродетели и грехи.
Часто встречались символы, напоминавшие о бренности человеческой жизни:
череп - напоминание о неизбежности смерти; гнилые фрукты - символ старения;
зрелые плоды - плодородие; ростки зерна, ветви плюща - символы возрождения и круговорота жизни; горящая свеча - символ человеческой души, её затухание символизирует уход; курительная трубка - символ быстротечных наслаждений; зеркала и стеклянные шары - символы тщеславия; бутылка - символ греха пьянства.

Кубки, игральные карты или кости - знак поиска удовольствий и грешной жизни.
Пустой стакан, противопоставленный полному, символизировал смерть. Золотые и серебряные вещи напоминают о недолговечности роскоши. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор - чистоту. Песочные и механические часы — быстротечность времени. Книги и географические карты, писчее перо, глобус - символы наук. Оружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу. Ключи символизируют сокрытие чего-либо, а с другой стороны - это доступ к сокрытому.
Часто в натюрмортах изображали насекомых, птиц и зверей. Мухи и пауки, например, считались символами скупости и зла, а ящерицы и змеи - символами коварства. Раки или омары олицетворяли превратность судьбы или мудрость.

В цветочном натюрморте символика еще более многозначна. Букет в вазах уподоблен человеческой жизни, а увядшие цветы и осыпавшиеся лепестки - знаки бренности. Символы скромности и чистоты - ландыши, фиалки, незабудки. Цветы часто изображали в окружении бабочек, символизирующих бессмертную душу.

В XX веке художники сделали натюрморт знамением научно-технического прогресса.
Трубы, металл, приборы, газеты, консервные банки, бутылки и т. д. – словом, все символы современной цивилизации с ее достижениями и потерями стали объектами натюрмортов.
Но были художники, создававшие и в XX веке натюрморты, которые хочется назвать «тихая, застывшая жизнь». Так натюрморты итальянца Д. Моранди (1890 - 1964) в духе магического реализма, одушевлены и добры. Его «герои» - бутылки и кухонная утварь полны сострадания к их владельцам Они, кажется, испытывают тревогу и заботу о заблудших. Они, словно, тихо молятся о нас.
Иногда, правда, художник помогал зрителю. Так на картине Артсена “Мясная лавка” (1551 г.) на первом плане представлен стол ломящийся от различных сортов мяса, рыбы, колбасы. На заднем же плане, в самой глубине, помещена сцена бегства в Египет - бегства от всего этого богатства, несущего неминуемую гибель.

Питер Артсен. Мясная лавка со святым семейством, раздающим милостыню. 1551.

 

    Часто художник прямо включал в картину текст. Непременно это делалось в ученых лейденских натюрмортах “Vanitas” (лат. “пустота, тщетность, бесполезность, ложность, бессодержательность”). Обычными здесь стали цитаты из Библии или из античных авторов, посвященные теме “суеты сует”: “Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой” (из Книги пророка Исаии), “Дни человека, как трава, как цвет полевой, так он цветет” (из Псалтыри), “Прошедший мимо розы, не ищи ее более” (из Горация). Текст помещался или в красивом картуше, или был тщательно выписан на ветхом листе бумаги (древность становилась синонимом достоверности), или помещен на раскрытой странице старинного тома, или составлял заглавие как бы случайно брошенной книги.

 

    И каждый объект на картине тогда соответствует тексту: роза, цветы полевые, насекомые - традиционный символ краткого человеческого существования, а бабочки и стрекозы - символ спасения души. Постепенно для таких натюрмортов отбирались особо значимые предметы. Песочные часы напоминали о быстротечности жизни, букеты цветов - о увядании и преходящем, дымящиеся лампы, трубки - о кратковременности, а королевские регалии - о всех богатствах, которые с собой в иную жизнь не возьмешь. Особо выделялся человеческий череп - яркий символ бренности, пустые (или наполовину выпитые) стеклянные бокалы, означавшие хрупкость человеческого существования и огарок свечи - символ угасшей жизни.

 

    Часто в натюрмортах “Vanitas”встречаются “случайные” россыпи старых книг (уже ушдшего времени), измерительные приборы (уже не нужные), флейты и скрипки (“звук их так прекрасен и мимолетен”). Во французских натюрмортах появляются персонажи, пускающие мыльные пузыри - человеческая жизнь уподобляется тончайшим и неверным пузырям. А в Англии, после 1649 года, во многих “Vanitas” появляются портреты казненного Карла I Стюарта - конец этого короля лишь подтверждал мысль о бренности земного счастья и шаткости земной власти.

 

    Очень часто символом бренности служат цветы и травы. Особенно, если цветы и травы - полевые. Помещенные на фоне пустого проема окна они еще более подчеркивают безнадежность. Иногда листья цветов изъедены насекомыми, а рядом разбросаны пустые раковины или орехи.

 

      Собственно цветочные натюрморты разделялись на “гирлянды” и “букеты”. Особенно трудными для понимания являются “гирлянды”. В жанре “гирлянд” писали известные мастера - Я. Брейгель Бархатный, Д. Сегерс, Я.Д. де Хем. Особенную славу на этом поприще снискал монах ордена иезуитов отец Д. Сегерс. В знак восхищения его мастерством коронованные европейские особы одаривали его дорогими подарками - золотым крестом с аллегорическими фигурами из эмали, золотыми костями и золотой палитрой и т.д. Написанным им цветам поэты посвящали стихи.

 

      Гирлянда, оборачивающаяся вокруг центрального изображения (а оно могло быть очень различным, чаще всего - это портрет, выполнявшийся другими мастерами), напоминала известный символ Вечности - змею, обвившуюся вокруг крылатых часов. Потому и композиции такие имели прославительное значение. В саму гирлянду вплетались белые лилии и колосья хлеба, традиционно связанные с Христом или Марией и говорившие о чистоте прославляемого. Кроме того, многое здесь символизировало времена года: цветы - весну, колосья и фрукты - лето, виноград и овощи - осень, лимоны - зима (“все меняется, неизменной остается лишь добрая память”).

 

      Язык цветов, заимствованный еще Возрождением из средневековой символики, был в XVII веке понятен практически любому воспитанному аристократу. И потому гирлянды легко “читались” зрителями. Богоматери посвящали подснежники, померанец, розы, ирисы; обращение ее к Христу символизировалось тюльпанами; веткой чертополоха - страсти Христа; триумф небесной любви часто выражался нарциссом.

 

    Гирлянды обвиваются не только вокруг портретов. Часто это часы, евхаристическая чаша, бокалы вина и даже картуш с текстом. Иногда же небольшой венок помещается прямо в кубок. Эта композиция восходит к одной из известных эмблем: кубок с широкой чашей, наполненной вином, в которой плавает цветочный венок. Надпись гласила: “Что не думаешь об участи смертных?” Так торжественная гирлянда по смыслу смыкалась с “Vanitas”.

 

      Натюрморты в виде букетов (в вазе, кувшине или просто на столе) обычно составлялись трех видов. И главный акцент на картине попадал на различные предметы. В радиальной композиции (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Композиции второго типа, словно ковром, заполняют все пространство полотна. Тогда выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Третья разновидность композиционно встроена в фигуру треугольника. Здесь наиболее значимый цветок служит центральной осью, а остальные цветы симметрично группируются вокруг него. Впрочем строгая симметричность скоро нарушается и излюбленной становится, разработанная Я.Д. де Хемом S-образная форма букета с изящными завитками, предвосхищающими стиль рококо.

 

        Складывается даже своеобразная иконографическая схема с четким делением на пространственные зоны. Внизу, возле вазы, обычно расположены знаки бренности - сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи; в центре - символы скромности и чистоты (средней умеренности), окруженные пышными недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т.д.); увенчивает композицию крупный цветок, чаще обладающий положительным значением, этакий венец добродетели (да еще в окружении бабочек и стрекоз). Сама же ваза уподоблялась при этом хрупкому сосуду, однако могла иметь и толкование тела, как “сосуда мерзости и греха”.

 

      Многочисленные стеклянные, хрустальные, да и глиняные сосуды, с цветами и без них, воспринимались как нечто хрупкое, неверное, готовое вот-вот разбиться. Дорогие сосуды лишь подчеркивали это ощущение, неся дополнительный смысл тщетности богатства. Содержимое же сосудов трактовалось по-разному. Вода - тема крещения, очищения, вино - тема причастия. Однако вино, особенно недопитое, могло символизировать и не до конца прожитую жизнь, и остаток бесполезной роскоши.

 

      Почти всегда цветочные натюрморты дополнялись предметами, разбросанными на столе. Чаще всего, это пустые раковины - знак пустых плотских удовольствий. Плоды лимона, который снаружи красив, а внутри кисел. Яйцо - традиционный знак Воскресения. Лопнувший плод граната - символ плодородия, Христа и его искупительной жертвы. Земляника - знак мирского наслаждения и соблазна. И все это вместе (цветы, сосуды, предметы) служило единой идее.

«Накрытый стол», О. Берт Старший. Устрицы, артишоки в корзинке, бокал с вином, кувшин, булочка, солонка и оливки на тарелке. Интерпретация в ключе эротической символики представит большую часть этих предметов как знаки кратких и сомнительных плотских удовольствий, однако в 17 в. было известно еще одно значение устриц: вскрытая раковина означала душу, готовую покинуть земную оболочку. Раковины, как и рыбы, традиционно символизировали крещение. По традициям кальвинистской морали следующей ступенью становилось осмысление предметов по их отношению к недолговечному земному бытию. Раковины в этом случае - символы бренности плоти. Краткости жизни противопоставлялось бессмертие души - на третьем, «высшем» уровне осмысления объекта знаки бренности преобразовывались в знаки спасения; предметы, взятые из окружающего мира, напоминали о высшем смысле, как мерцание перламутра могло напоминать о воде крещения, а луч света, преломленный в бокале с вином, - о таинстве причастия.

«Натюрморт с устрицами и ремером», Я. ван де Велде. Слева и в центре - сочащиеся соком устрицы и яркий разрезанный лимон с мухой на кожуре, справа - мерцающий ремер с вином, апельсин и кусок булки. Изображение мухи - символа смерти, зла и греха - подчеркивает отрицательное значение устриц и лимона как символов бренности и низменных удовольствий. Вино, хлеб - знаки спасения.

«Завтрак», неизвестный голландский мастер 17 в. Бокал вина, булочка, три устричные раковины и нож. По аналогии с рядом жанровым сцен эти предметы можно рассматривать как часть трапезы в увеселительном заведении, однако общее впечатление от картины неизбежно приводит к напоминанию о двух таинствах, признаваемых протестантами - крещении и причастия.

«Персики на тарелке», Я. Ван Эс.
Как и устрицы, персики могли изображаться на столе в борделе. Подобной трапезе соответствует изображение вина в высоком стеклянном бокале, а также разбитого грецкого ореха и крошек хлеба - они входили в ряд символов бренности. Но в христианской символике персики означают плод грехопадения, в руке Христа преобразующийся в плод спасения, хлеб и вино напоминают о евхаристии, грецкие орехи - о распятии.

«Натюрморт с омаром», Я. Д. де Хем (см. фото, взято с stilleben.narod.ru, где можно посмотреть и другие натюрморты XVII в.). Крупный омар, курительные принадлежности, драгоценная подставка для одного из бокалов, лимоны, устрицы могут символизировать краткие земные удовольствия: рак и омар нередко означали превратность мира, лимон - неверность, в том числе в дружбе и любви, глиняная трубка и табачный дым символизировали бренность плоти. Символично расположение предметов в пространстве: предметы с отрицательным значением - омар, лимоны, трубка, устрицы - приближены к зрителю, иначе говоря - к внешнему, земному миру, тогда как хлеб и бокал с вином, как знаки возможного спасения, отодвинуты вглубь. Натюрморт содержит три традиционных смысловых уровня, но предлагается еще и четвертый: объекты означают четыре стихии, плоды могут символизировать землю, омар и устрицы - воду, курительные принадлежности - огонь, табачный дым - воздух.

 Я думаю, что еще много можно рассказывать о натюрмортах и их символах, но главное это попытаться найти изюминку натюрморта, его идею и задачу. Так же этот опыт может пригодиться для создания и съемки своих натюрмортов. 
Источник http://ergonom.livejournal.com/61088.html 

Возврат к списку

Новости

Результаты выставки в октябре 2017 г
Результаты выставки в октябре 2017 г среди участников сайта

Работа сайта в Новогодние праздники
В Новогодние праздники в период с 1 по 11 января 2018 г. новые конкурсы начинаться не будут. Также не будет проводиться награждение победителей.

Заканчивается выставка участников сайта в Центре искусств Авангард. Заканчивается выставка участников сайта в Центре искусств Авангард.
Просим всех участников прислать в адрес Администрации свой почтовый адрес - мы вышлем Дипломы!

Голосование зрителей выставке в галерее "Авангард" Голосование зрителей выставке в галерее "Авангард"
Самые лучшие и самые спорных кадра - голосование зрителей выставки!

5 октября состоялось открытие выставки 5 октября состоялось открытие выставки
Открытие выставки участников сайта http://photokonkursy.ru в Москве  и учеников студии "Магия фото" "Ах это лето!

Открытие выставки участников сайта в Москве
Неторжественное открытие выставки участников сайта и учеников студии "Магия фото" "Ах это лето!" состоится 5 октября 2017 г. в 18-00 В Центре искусств "Авангард"

Выставка участников сайта в Москве - 5 октября 2017 г. Выставка участников сайта в Москве - 5 октября 2017 г.
26 сентября заканчивается прием работ на Выставку участников сайта http://photokonkursy.ru в Москве "Ах это лето!". Фотовыставка откроется 5 октября 2017 г. в Галерее Центра искусств "Авангард" - Москва, ул.Генерала Белова, д.18.

Выставка участников сайта в Москве! Выставка участников сайта в Москве!
В сентябре 2017 г. - приглашаем принять участие в реальной фотовыставке в Галерее Центра искусств "Авангард", в Москве! Тема "Ах это лето!". Жанры - жанровый портрет, репортаж, пейзаж, натюрморт. В выставке принимают участие фотографы сайта photokonkursy.ru и ученики студии "Магия Фото".

Чистка сайта
За последнее время мы провели большую чистку сайта и деактивированны аккаунты, чьи владельцы не заходили на сайта с начала 2016 г. Если у посетителя с блокированным аккаунтом появится желание возобновить свою жизнь на сайте - пишите в Администрацию.

Сезон отпусков
В связи с сезоном отпусков ответы администрации могут существенно задерживаться.

Все новости
 

PhotoKonkursy.ru
Copyright © 2010 Photokonkursy.ru Разработка дизайна, создание сайта
Агентство АСДК
Яндекс.Метрика Тел. (495) 744-3780, E-mail: info@photokonkursy.ru

| Карта сайта